Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей (законных представителей): "Права ребенка"

Автор: Соломонова А.Н.
|Должность: Старший воспитатель, МАДОУ "Детский сад №76 комбинированного вида"
Права ребенка
Уважаемые родители, законные представители!
Сегодня мы обсуждаем очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и законных интересов детей родителями (законными представителями).
Дети – не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе родителей, государства и общества в целом.
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
- Декларация прав ребенка (1959). Историческое значение Декларации прав ребенка состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают.
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Спустя три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Декларация прав ребенка является первым международным документом. где провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс Российской Федерации, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Реализация прав ребенка включает:
защиту его от всех форм жестокого обращения;
права на охрану жизни и здоровья;
защиту его права на образование;
права на игру;
права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.
Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность).
Нарушением прав ребенка можно считать:
Лишение свободы движения.
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Применение физического насилия к ребенку.
Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
Угрозы в адрес ребенка.
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье.
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государство, родители (законные представители) должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (п.1, ст. 27). В республике принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья и благополучия детей:
Право ребенка на игру.
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на родителей (законных представителей), однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать ему сохранить и развивать свою индивидуальность.
Право ребенка на образование.
Статьи 28–29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательную организацию, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в соответствии с государственными стандартами. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса.

При осуществлении защиты прав и законных интересов детей, родители (законные представители) могут обратиться за помощью в созданные в республике следующие специальные институты:

- Уполномоченному по правам ребенка при Главе Республики Мордовия Юткиной Наталье Евгеньевне. Тел. 24-22-27, адрес г. Саранск, ул. коммунистическая, д. 33, корп. 2, каб. 604, E-mail: yutkinan@mail.ru
- Органы опеки и попечительства (администрации муниципальных районов и районов г.о. Саранск);
- Подразделения по делам несовершеннолетних (межмуниципальные отделы и отделы г.о. Саранск при МВД по Республике Мордовия);
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканской, муниципальных районов и районов г.о. Саранск);
- Органы прокуратуры;
- Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия;
- Детский телефон доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия действующие в республике;
- Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и защиты детства». Руководитель Веретенникова Ольга Александровна. тел 8(906) 160-98-29, адрес г. Саранск, пр. Ленина, д.21, офис 201. E-mail: anocentr13@mail.ru/ Сайт: www.centr13.ru
- Региональная служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей. Руководитель Гришняева Ирина Владиславовна. тел. 8(927) 172-14-04, адрес г. Саранск, ул. Транспортная, д.19. E-mail: regsluzhba13@yandex.ru
Сайт www.regsluzhba.edurm.ru
- Другие правозащитные органы и общественные организации.
Так же вниманию родителей!
В Мордовии организована работа детского телефона доверия. Цель акции — помощь детям, оказавшимся в трудной ситуации, а также выявление фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.
Звонки будут приниматься с 10:00 до 16:00 часов по телефонам правового отдела, отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МВД по Республике Мордовия: 8(8342) 29-85-81, 29-85-84, 38-11-41. Сотрудники регионального МВД внимательно выслушают и проконсультируют, как несовершеннолетних, так и их родителей или законных представителей. По возможности окажут помощь в пределах своей компетенции, а в случае необходимости возьмут разрешение проблемной ситуации на контроль.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 18.11.2021   |   Изменено: 18.11.2021 18:25:36
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Интегрированное занятие с элементами театрализации на тему: «Волшебные слова и добрые дела» во  второй младшей группе. Воспитатель: Кучерова Л.Н.
Интересный факт
Детский сад 76
Фотографии